среда, 6 февраля 2013 г.

своеволие это свобода

По-настоящему трагична свобода. Перед свободным человеком стоят тысячи вопросов, и основной из них  прав ли он, что стоит на своём, не считаясь с общим мнением, нет ли в его поведении гордыни. Ведь ему нередко приходится идти наперекор обществу, всегда до известной степени заражённому своеволием. Трагичность свободного человека особенно заметна в эпохи вроде нашей, когда болезнь своеволия охватывает целые народы. Свободному человеку приходится знать, видеть и понимать, чтобы не сбиться с пути. Он всегда в напряжённом внимании и никогда не теряет связи с действительностью, хотя толпе кажется, что он витает в облаках. Он вынужден подавлять в себе инстинкт самосохранения, чтобы сохранить свободу. Она не даётся готовенькой в руки, за неё нужно дорого платить.

Нет и не было человека вне религиозного сознания, то есть отношение к миру и культура племени, народа, орды вырастает из этого сознания. Религия объединяет людей, и культура вырастает из этого объединения людей.

Свобода ищет смысла, своеволие ставит цели. Свобода  торжество личности, своеволие  порождение индивидуализма. Обожествление народа, национализм  особый случай индивидуалистического культа, своего рода индивидуализм.

Что же такое свобода и своеволие? Свобода основана на нравственном законе, своеволие  результат игры страстей. Свобода говорит: «Так надо, значит, я могу». Своеволие говорит: «Я хочу, значит, я могу». Частый вариант: своеволие маскируется под научное знание. Оно говорит: «Я точно знаю, что нужно, значит, я могу и заставлю всех делать то, что считаю нужным». Наука в этом не виновата, даже если просчиталась в своих выводах. Не Ницше создал сверхчеловека. Он только довел до воплощения идею своего времени. Он дал воплощение тем течениям европейской мысли, которые неправильно поняли, что такое личность, стали на путь индивидуализма и прямым путём пришли к человекобожию. В наш век кроме науки существует ещё наукообразие. Наукообразие прорывается повсюду, с особой настойчивостью  в те области, которые касаются человеческого общества. Девятнадцатый век фетишизировал науку, и наукообразные теории легко доходят до человеческих сердец. Наукообразие  своевольная болезнь науки.

Разговор на эту тему мы хотим начать публикацией из воспоминаний Н. Мандельштам «Вторая книга». Это острый взгляд человека, близко знавшего тех, кто для нас олицетворяет Серебряный век. Человека, который стремился осмыслить непростое, порой страшное время. Впрочем, поиски действительной свободы и проявления своеволия во все времена, наверное, имеют много общего. По крайней мере, то, о чём пишет Н. Мандельштам, как нам кажется, могло бы быть написано и сегодня.

Вероятно, не было эпохи, когда идеи свободы не были бы актуальны. Обычно мы связываем их с социальной жизнью, говоря о гражданских правах и свободах. Но это важнейший вопрос и для отдельного человека, для личности вне общественного контекста. Нам кажется, что вольнее нашего времени и быть не может, но свободны ли мы на самом деле? Не принимаем ли за свободу неограниченные возможности удовлетворения наших разгулявшихся желаний? Самостоятельно ли наше мышление, свободны ли на самом деле творчество и наука, и какую свободу предлагает (или навязывает?) нам социум? Что такое подлинная духовная и личностная свобода?

 /   /   /   / 

Свобода и своеволие: Журнал «Отрок.ua»

Комментариев нет:

Отправить комментарий